gototopgototop

Select Language

Russian English French German Italian Portuguese Spanish Ukrainian

Баннер
Дистанционное обучение инвалидов PDF Печать E-mail
Проекты
Автор: ВРОДОС   

«Дистанционное обучение инвалидов»

 Основная актуальность проблемы

В Воронежской области более 210 тыс. инвалидов, это около 10 % всего населения. Число инвалидов ежегодно увеличивается, при этом утяжеляется степень инвалидности. Каждый год почти 19 тыс. человек становятся инвалидами, при этом большая их часть – люди трудоспособного возраста и молодежь. Кроме того, в области проживает 8 тыс. детей-инвалидов.
Профессиональная подготовка инвалидов должна быть ориентирована и на занятость, и на социальную защиту. Инвалиды должны быть интегрированы в общие программы обучения при условии, что будут учтены их индивидуальные потребности и проблемы.
Развитие новых технологий способствуют улучшению положения молодых людей инвалидов на рынке труда. Молодые люди в целом легче осваивают компьютер и электронные средства связи.
Успешная социализация современного человека в условиях информационного общества неразрывно связана с развитием гибкой распределенной системы непрерывного образования, на основе использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
По целому ряду причин доступность высшего образования для инвалидов в настоящее время не обеспечена. Очень часто это люди с высоким умственным потенциалом и высоким уровнем мотивации, хотя их физические возможности ограничены. Очень сложно получить высшее образование инвалидам, живущим в небольших городах, области и сельских районах. Это связано не только с финансовыми трудностями, но и с физической невозможностью переезда к месту учебы.
Развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия при работе с информацией: многие источники информации стали более доступны. Занимаясь в компьютерном классе или у себя дома, инвалид перестает быть человеком, ограниченным в пространстве — у него появляется связь буквально со всем миром. Теперь для него становятся доступными каталоги многих мировых библиотек, базы данных, содержащие результаты реальных исследований, базы данных по законодательству, учебное программное обеспечение и документация из файловых архивов. Он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.
Так, наряду с существующими формами обучения инвалидов появляется новая форма обучения, имеющая огромные перспективы — это дистанционное обучение.
Особую значимость для инвалидов играет приобретаемая возможность обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения.
Таким образом, через дистанционное обучение инвалид, если позволяют возможности, способен получить не одно высшее образование
На рынке труда в последние годы профессионалы пользуются спросом, поэтому даже инвалид-колясочник сможет найти себе работу, получив образование.

Цель:
Интеграция людей с ограниченными возможностями в общие программы Интернет-общения, обучения и занятости с учетом их индивидуальных потребностей.
Задачи:
1. Социализация инвалидов, обучение которых проводится на дому, средствами Интернет;
2. Участие в создании регионального информационного пространства по проблемам реабилитации и образования инвалидов;
3. Обучение современным информационным технологиям молодых людей 14-30 лет с ограничениями в жизнедеятельности;
4. Разработка компонент виртуального учителя.

 Содержание  

Современное общество направлено на актуализацию профессиональных знаний в течение жизни. Особенностью программы является то, что мы собираемся не только способствовать развитию информационной грамотности данной группы населения, но и развивать профессиональные компетенции у инвалидов, склонных к работе в такой сложной и престижной области, какой является область ИТ. При этом в процессе обучения предполагается использовать самые современные информационные, образовательные и компенсационные технологии. Таким образом, главной нашей задачей является подготовка инвалидов для работы в качестве профессионалов в ИТ-отрасли, чтобы инвалиды могли заняться интеллектуальной продуктивной деятельностью, почувствовать себя полноправными членами общества, внести посильную лепту в создание валового продукта страны, повысить свой уровень жизни, обеспечить материально свою семью.
Дистанционное обучение, как новая форма организации учебного процесса, основывающаяся на применении новых и традиционных информационных технологий, выступает как основное средство, которое облегчает получение инвалидами высшего образования и дает возможность применения личностно-ориентированных методик обучения.
Дистанционное обучение обеспечивает более интерактивный способ обучения по сравнению, например, с заочным обучением, в котором периодичность общения преподавателя с обучаемым является очень низкой. Использование телекоммуникационных технологий дает обучаемому возможность оперативной обратной связи, а преподавателю — быстро реагировать на запросы обучаемого, контролировать и корректировать его работу. В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успеха обучаемого может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать дополнительные, ориентированные на конкретного ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится некритичным, обучаемый может также выбрать свой темп изучения материала, а также свою последовательность прохождения курсов, согласованных с общей программой.
Дистанционное обучение предполагает существенное изменение модели образовательного процесса.
Суть обучения дистанционного обучения — развитие способностей к самообучению.
В дистанционном обучении задача преподавателя — не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике.

Этапы

1. Информирование инвалидов о возможности дистанционного обучения по различным направлениям в сфере профессиональной реабилитации и ИТ образования путем взаимодействия с общественными организациями инвалидов.
2. Создание центра дистанционного обучения инвалидов
3. Тестирование и осуществление предварительной оценки образовательного уровня обучаемых для составления индивидуальных программ обучения и формирования для обучаемых необходимых пакетов учебных материалов;
4. Семинар–практикум для тьюторов по изучению телекоммуникационных средств, созданию контента для дистанционного образования.
5. Организация и проведение дистанционного обучения инвалидов по следующим направлениям: Оператор ПК, Компьютерная графика, Компьютерный дизайн.
В учебном процессе планируется задействовать высококвалифицированных преподавателей, способных проводить обучение, удовлетворяющее принципам инклюзивного (включенного, интегрированного) образования, т.е. максимально учитывающего индивидуальные особенности и потребности в обучении учащихся.
Электронные учебные курсы разработаны или адаптированы для программ обучения инвалидов нашими преподавателями инициативно.
6. Виртуальный проблемно-ориентированный практикум, on–line консультирования в результате которого станет возможной профессиональная обработка и изготовление фотоматериалов, изготовление наглядных рекламных и агитационных материалов, изготовление репродукций художественных произведений, дизайн интерьеров, компьютерное изготовление макетов обоев для помещений, изготовление художественно оформленных семейных и корпоративных альбомов, конечно же, малотиражная издательская деятельность, которая становится особенно популярной в мире и т.п.
7. Проведение семинаров по обмену опытом, в том числе on-line семинаров

 Предлагаемая программа обучения инвалидов

Оператор ПК

1. Основные понятия о компьютере, архитектура компьютера. Виды компьютерных программ и их назначение. Операционная система - основные понятия, наиболее распространенные операционные системы.
2. Основные понятия редактирования текстов на компьютере. Основные приемы и понятия. Текстовый процессор Microsoft Word.
3. Таблицы. Основы работы с табличным процессором Microsoft Excel.
4. Совмещение графики и текста
5. Компьютерная графика - основные понятия, виды графики. Простейший графический редактор - Paint.
6. Основы анимации. Пакет для создания презентаций Microsoft PowerPoint.
  На этих курсах начинающие пользователи сделают свои первые шаги в мире компьютерных технологий.
   
Компьютерный дизайн

В данном курсе осваиваются навыки работы с языком разметки HTML, основными графическими пакетами.
  В процессе обучения даются следующие темы:
1. Интернет - глобальная сеть.
2. Что такое HTML
3. Создание динамических Web-страниц.
4. Графические эффекты в Web.
5. Основные принципы анимации.
По окончании курса учащийся может создать свой собственный Интернет-сайт


Компьютерная графика

В настоящее время наблюдается всплеск интереса к компьютерной обработке изображений, компьютерной графике как направлению творчества.
  В процессе этого курса происходит усвоение основных понятий работы с графикой с применением новейших технологий в направлении растровой и векторной графики, освоение основных навыков работы с такими распространенными графическими пакетами как Corel DRAW и Adobe Photoshop.
   
Одной из актуальнейших проблем, связанных с организацией дистанционного образования, является слабая проработка психологических аспектов обучения в этой системе. В настоящее время практически отсутствуют исследования, глубоко и всесторонне раскрывающие психологические условия организации дистанционного образования. Проблема телекоммуникационной компьютерной образовательной среды еще не получила должного рассмотрения с психологических позиций. На данный момент не разработаны психологические модели учебной деятельности в рамках этой системы, поэтому предполагается использование модели психологического сопровождения инвалидов в процессе обучения.