gototopgototop

Select Language

Russian English French German Italian Portuguese Spanish Ukrainian

Баннер
Поход на Кавказ PDF Печать E-mail
Последние новости
Автор: Литвинова Оксана   

 

«Путешествие туда и обратно»

«Бойтесь своих желаний, ибо они могут

осуществиться!...»

От автора.

Всё начиналось, или всё уже началось 9 января 2012 года в поезде « Санкт-Петербург- Воронеж». Драйкл, Галя и Катя наперебой рассказывала о своих предыдущих походах на горы Кавказа. Я слушала и думала, что было бы не плохо когда-нибудь… а вслух почему-то сказала: «Драйкл, а ты возьмёшь меня с собой?»…

24 марта. Поезд «Воронеж-Туапсе»

Впереди 18 часов езды, суббота, первый день отпуска, предвкушение чего-то сверхъестественного. Встречаемся на вокзале, все рады, довольны, счастливы, рюкзаки тяжеленные, но пока это особенно не чувствуется. Загружаемся в поезд, по дороге к нам в Россоши подсаживаются бутурлиновские ребята, в соседнем вагоне едут липецкие друзья, в Туапсе мы должны встретиться с курскими «соловьями», вобщем, настроение замечательное, а поездка в целом предвещает только положительные эмоции. Поём песни, обсуждаем предыдущее и будущее. Мы все вместе и это самое главное. Всё будет хорошо.

25 марта «Туапсе - Анастасьевка»

Ну, здравствуй Туапсинский вокзал. 8 утра безумно хочется спать, но об этом нужно было думать вчера, теперь до вечера не придётся… 800 метров и здравствуй Туапсинский автовокзал, понимаю, что нужно научиться поднимать голову, но от тяжести рюкзака получается смотреть только на собственные ноги и при большом усилии, на спину впереди идущего. 3 часа до автобуса в Анастасьевку. На первый час остаюсь дежурить, т.е. следить за рюкзаками. Вся остальная группа уходит гулять по Туапсе, через час приходит смена и отправляемся гулять уже мы с моим напарником Владимиром. Города оба абсолютно не знаем, поэтому идём куда глаза глядят, а глядят они почему-то всё время на розовый забор с колючей проволокой, которой обнесён Туапсинский порт. Видимо мы пошли гулять не в ту сторону, потому, что почти ничего более мы посмотреть не смогли. Совет для будущих путешественников: от Туапсинского автовокзала направо делать нечего.

Прошли три часа. Забираемся в автобус, он напоминает наши «маршрутки» в «час-пик», только разница в том, что вся задняя площадка забита нашими рюкзаками (которые Галя (руководитель Бутурлиновской группы) любовно называет «косметичками»). 40 минут и мы на месте. Всё отступать некуда, дальше Кавказ…

Выгружаемся из автобуса и первое, что видим перед собой – это горные хребты. Красиво и необычно, особенно для тех, кто горы видел только в кино. Начинаем идти. Тяжело. Мой рюкзак на выходе 22 кг и это очень ощущается. Спина прогибается, голова сама собой опускается вниз, изо всех сил пытаюсь поднять глаза, чтобы рассмотреть красоту, но это сделать достаточно тяжело. Погода солнечная, идти приятно. Первая остановка через 10 минут от начала пути, останавливаемся на берегу реки. Снимаем тёплую одежду, чтобы идти было не жарко. Несколько памятных фотографий, как говориться «до».

В путь. Голову вниз и пошли. Проходим деревеньку и выходим на открытую дорогу. Впереди открываются великолепные виды на горы, в том числе и на «Два брата», к которым нам нужно добраться для ночёвки. Кажется, что они близко, буквально за поворотом, но это стандартный обман зрения в горах. 1,2,3 км. Усталость ощущается, организм к нагрузкам ещё не привык. Начинается первая грязь, становится как-то неприятно, все пока ещё в чистой и сухой одежде, но идти нужно.

Подходим к горной реке. Шириной она примерно метров 50, сильные потоки воды и острые камни. Мост когда-то был, но он давно разрушен. Выхода нет, идти нужно вброд.

Драйкл (руководитель группы Воронежа) надевает ОЗК и  идёт проверять маршрут. Достаточно глубоко, по колено. С другой стороны реки подъезжает «УАЗик» и очень уверенно переезжает препятствие. В салоне машины сидят два очень добрых горца, которые предлагают нам помощь в переправе наших рюкзаков на тот берег. Но потом, предлагают и нам самим загрузиться в машину. Девчонок сажают в салон, мальчишки занимают места на капоте, крыше, заднем бампере и в дверях. От наших тел машины почти не видно, мне кажется, что в таком состоянии машина не поедет, но я ошибаюсь. Однозначно уверена, что таким образом они переправили уже не одну группу. Спасибо Вам добрые горцы!!!

 Препятствие преодолено, впереди ещё около километра пути. Начинает вечереть, пора становиться на ночлег. Очень сильно устала, но нужно ещё и дежурить. Радует то, что сейчас вся еда из моего рюкзака уйдёт, и он будет гораздо легче. Набираем воду из горной реки, а она мутная. На пока ещё не окрепшую психику это действует отталкивающе, но это только первые пару раз, потом перестаёшь замечать такие мелочи. После ужина нужно мыть котлы, я как дежурная, отправляюсь на реку и старым лесным способом, в смысле песком и камушками отскабливаю остатки ужина. Это не просто, да и вода в реке очень холодная. Скребёшь камнем и думаешь: «это тебе не дома в тёплой водичке…»

Ура, наконец, сон.

26 марта. «Два брата»

Утро. Стандартные утренние процедуры умывания проводятся в ледяной воде горной реки. Становишься на коленочки и  стараешься всеми силами умыться и не упасть. Что вода мутная уже не замечаешь. Да и эта водичка, всё ровно чище той, которая течёт у нас из кранов, там ведь нет никакой химии.

Стоим под горой «Два брата». Группа собирается на первый подъём. Перед выходом измеряем пульс, у меня колотиться сердце как у зайца, пульс зашкаливает, видимо я прохожу акклиматизация. Поговорила с Драйклом на этот счет, и мы принимаем решение, что мне лучше не идти. Остаюсь в лагере дежурить. О подъёме знаю только по рассказам. Ребята попробовали «тропить» - это когда пробивается  каждый шаг. Снег начинается от 300 метров. Знаю, что до вершины дойти не удалось, потому, что очень большие сугробы, высотой до 1,5 метров, да ещё и начиналась буря. Возвращались почти бегом, пытаясь обогнать дождь.

Пока группа ушла на подъём, я осматриваюсь на местности. Кругом, конечно, очень красиво, но это какая-то пугающая красота. Горная река, по всему обзору горы, горы и всё покрыто очень густым лесом. Пока деревья без листьев, но можно представить себе как это выглядит летом. Очень сложный рельеф местности, много оврагов и валунов. Да ещё и мы все в камуфляже. Вспоминая все военные фильмы про Кавказ становиться немного жутковато.

Практически сразу по возвращении группы пошёл дождь. Руководители групп собрались на совет и приняли решение оставаться здесь же на вторую ночёвку. Ура! Целый вечер отдыха, но завтра нужно нагонять…

Ранний отбой.

27 марта. «В путь»

Просыпаюсь от холода. На улице подморозило. Посуда покрыта коркой льда. Да, а что дальше-то?

Выдвигаемся. Идти намного приятнее, рюкзак весит на 5 кг меньше и это очень ощутимо. Начинается глубокая вязкая грязь. Ночью несколько раз проезжали лесовозы и разбили всю дорогу, к тому же дождь прошёл. В общем, где-то убыло, где-то прибыло! Вспоминаю грязь, которая меня пугала в первый день и смеюсь сама над собой.

Под ногами начинается мокрый снег. Мы постепенно поднимаемся на высоту. Идти скользко. Впереди ручей, а следом за ним откос, но нам нужно на него забраться. Самые сильные мальчишки становятся цепью и помогают подниматься всем остальным. Когда забрались и посмотрели сверху, метрах в 50 увидели мост через эту речку. Но, нам же нужен был опыт подъёма, а не мост, поэтому расстроились не сильно. Идём далее, практически каждые метров 200-300 встречаются мелкие ручейка, переходим то в ботинках, то надевая ОЗК (прим. автора: без них в марте на Кавказе делать нечего!). Когда надоедает всё время переобуваться, принимаем решение идти в ОЗК. Начинается уже достаточно глубокий вязкий снег. Ноги промокли, и идти совершенно неприятно. Наконец останавливаемся на обед. В срочном порядке нужно найти дрова. Начинается сильный снегопад. Становиться ещё более неприятно.

Руководители собираются на совет и принимают решение, что группа из Липецка вернётся на нашу стоянку под «Два брата».

Пообедали, снова в путь. Отходим метров 200 от места обеда и натыкаемся на сильную грязь. Пытаемся сначала обойти её сбоку, но когда понимаем, что сошёл грязевой сель и это не возможно, идём  вброд… Противное ощущение, вязкая «жижа», которая не отпускает твои ботики, это, если честно, очень неприятно.

Проходим сель и натыкаемся на новое препятствие, впереди река. Воды по колено. Ровно в размер ОЗК. Я чуть оступаюсь и зачёрпываю воду, думаю не только мне так повезло. Холодно и мокро. В ботинках медленно перетекает вода, но от холода спасают шерстяные носки, хоть и мокрая, но шерсть греет.

Идём медленно, очень сложные переходы. К вечеру проходим только те 7 км, которые должны были пройти вчера. Очень сильная усталость. Находим наиболее тихое от ветра место и пытаемся ставить лагерь. Снег уже намного глубже. Проваливаешься в некоторых местах ровно по пояс. Чтобы поставить палатку, сначала нужно утоптать площадку, а то провалишься.

Вся обувь промокла. Ребята находят в лесу какую-то печь, типа «буржуйки» и мы пытаемся хоть немного просушиться. Это удается очень плохо, зато сжечь синтетические перчатки и носки удаётся очень даже хорошо. Совет: не пользуйтесь таким способом сушки, ну или следите, не отходя, за своими вещами.

По планам этот день должен был быть самым тяжёлым за весь поход, но почему-то, мне кажется, что лучшее ещё впереди.

28 марта. « Не хочется, но надо!»

Утро, очень холодно. В моей палатке дежурные. Поспать, конечно же, не удается. Встаём за час до подъёма. Быстрый завтрак в виде сухой картошки и чая. Пора в путь.

Снега выше колена. С самого начала начинаем  «тропить». При подъёме вверх это очень тяжело. Итак задыхаешься, а нужно ещё и «протопать» каждый шаг. Дышать возможно только через нос, как только начинаешь дышать через рот, тут же задыхаешься. Идём молча, нет сил говорить, да ещё и рот открывать не хочется – задохнёшься. После 50 метров «тропления» меряем пульс, у меня он как всегда, зашкаливает. Драйкл переставляем меня в самый конец колонны.

Впереди какой-то ручей с насыпью по боку, отдалённо напоминающий болото. Идём, соблюдая дистанцию, примерно 2-3 метра друг от друга. После прохода почти всей колонны насыпь падает и превращается в скользкую «жижу». Я спотыкаюсь и падаю сначала на колено, потом от тяжести рюкзака заваливаюсь на бок, меня начинает засасывать «жижа», из последних сил, ползком вырываюсь из грязевого плена. Очень страшно  и хочется плакать, но нечем – обезвоживание в организме. Пока мы идём воду пить нельзя, а так как мы идём уже 4 дня и пьём только во время приёма пиши, воды в организме очень мало. Обидно…

Вылезаю из «жижи» и тут же проваливаюсь в снег по пояс. Я уже очень сомневаюсь, что вчерашний день был самым сложным. Не вижу ничего кроме своих ног, голова от усталости не поднимается. Поднимаю голову на сугробы, а они в высоту примерно метра 2. Жутковато.

Идём уже часов 5. Идём по «трекам» GPS. Там где показано, что есть тропа летом, невозможно пройти зимой. Теряем тропу, целый час бродим по сугробам по колено. Драйкл падает и выбивает себе колено. Но обратного пути нет. Наш путь только вперёд и только всем вместе. С большим трудом поднимаемся на высоту 850 м. До вершины горы «Лысая» остаётся порядка двух км. Драйкл решает отпустить самых подготовленных на подъём, а остальные остаются ставить лагерь. Я среди оставшихся. Нужно быстренько поставить палатку и идти искать сухие дрова. В заснеженном лесу, с сугробами под 2 метра это очень сложно. Видишь хорошее дерево, но к нему не подобраться, проваливаешься по пояс. Очень холодно, замёрзшие ноги, в оледенелых ботинках отказываются слушаться. Протираешь спиртом, укутываешь в пакеты и пытаешься не сдаваться…

Группа, которая пошла на высоту, вернулась, даже быстрее чем запланировали, потому, что назад спускались почти бегом. Резкий спуск, по-другому идти было неудобно. Рассказывают, что там жуткий пронизывающий ветер, сугробы ещё больше и резкие откосы. Но то, что они увидели на высоте стоит всех трудностей, которые мы переносим уже 4 дня. Отчасти жалею, что не почувствовала себя птицей, но сил на подъём после изнурительного пути просто не осталось.

Ложимся спать, согреться не получается, ноги за ночь не отогреваются, хотя одеты в тёплые сухие шерстяные носки.

29 марта. «Утро, добрым не бывает!»

Открываю глаза и понимаю, что мне настолько холодно, что зуб на зуб не попадает, да ещё и ветер сильный. В довершении ко всему снег сильный засыпает. Беру в руки ботинки и понимаю, что они заледенели и стали просто каменными, шнурки представляют собой струны не гнущиеся. Одеваю мокрые, замёрзшие со вчерашнего дня, носки, потому, что тёплые спальные всегда должны быть сухими! Пытаюсь засунуть ноги в дубовые ботинки, но это не получается сделать даже в расшнурованном виде. Ничего не остаётся, как бродить из стороны в сторону, постепенно внедряя ноги. Пальцы не чувствую. Сверху засыпает снегом. Мозг отказывается работать в нормальном режиме. Падаю на колени и от безысходности начинаю реветь. На помощь приходит Коля. Спасибо за своевременные меры…

Он отдаёт мне свои запасные сухие «берцы». Я надеваю свои спальные носки и пакеты на ноги, и, наконец, начинаю чувствовать пальцы ног.

Нужно идти. Рюкзак настолько тяжёл, что, кажется, в нём прибавилось несколько кирпичей.

Падаю через шаг, проваливаюсь по пояс. Мы начинаем спуск вниз. Он совершенно не легче, чем подъём. Точно так же приходится «тропить», идти нужно «змейкой». Спускаешься вниз исключительно боком, как на лыжах с горы, но рюкзак всё время тянет вниз, чуть оступишься и сразу начинаешь катиться, не разбирая дороги. Очень страшно. Красиво, но страшно. Сверху вниз смотришь, дух захватывает. Иду в последних рядах, как слабое звено. После «миллион первого» падения и истошных криков Коли, Драйкл переставляет меня за собой. Иду только боком, даже на ровной площадке, потому, что очень боюсь. Понимаю, что если сейчас оступлюсь, до низа «только уши докатятся!». Снег сверху заледенелый и очень скользкий. Мало того, что сама убьюсь, так ещё и всю группу, как кегли, пересчитаю.

Спускаемся на более-менее ровную площадку, смотрим вниз, а там очень резкий спуск и ручей внизу, просто так не сойти. Ребята натягивают верёвки и мы потихонечку методом «спортивного спуска» опускаемся вниз. Следующее препятствие ручей, по которому мы шли наверно минут 20, по колено в воде. ОЗК конечно одеты на ногах, но на 5 день пути они пробились и водичка предательски затекает внутрь. Холодно и мокро, это слабое описание ощущений. На выходе из ручья нервы сдают у ещё одной девочки из нашей группы - Ксюши. Минутная слабость. Вылитая из ботинок вода, протёртые спиртом ноги и одетые тёплые носки делают своё дело. Ноги упаковываются в полиэтиленовые пакеты и мы идём дальше.

Ночевать на высоте вторую ночь никому не хочется, но мы двигаемся очень медленно. За весь день пути, а это с 10 утра до 7 вечера, мы прошли всего порядка 5 км. Не верится собственным глазам, по усталости и измотанности кажется, что мы прошли все 100 км.

Останавливаемся на ночлег, когда до аула «Большое Псеушхо» нам остаётся 2 км. Опять ночевать в холоде. Но здесь значительно теплее, чем на 850 метрах.

30 марта. «Здравствуй утро!»

Спалось намного теплее, чем вчера. Правда последние сухие тёплые носки тоже надела вчера, но ничего страшного, грело то, что завтрашнюю ночь я буду ночевать в тепле. До аула 2 км. По мере спуска становиться гораздо теплее, снег постепенно сходит, уже начинает проглядываться земля. Потом снега уже совсем нет, и даже сухая листва. Постепенно снимается третья кофточка, потом вторая. Потом вообще становится хорошо. Когда светит солнышко идти гораздо приятнее, да ещё и греет мысль о тёплой постельке и душе.

Километр до аула, 500 метров до аула, первые домики. Ура, вот и цивилизация, мы вышли оттуда живыми!!!

 Фотоальбом вы можете увидеть здесь